Как превратить древнюю традицию в прибыльный бизнес, рассказала мастерица из Лейлека

Поделиться:

Для нашего кыргызского народа очень важны наследие и память о предках, мы сохраняем их в культуре и традициях и облекаем в ремесло. Героиня нашей сегодняшней истории настоящая хранительница многовекового наследия. Гулбаева Тоту – 73-летняя мастерица из Лейлека, которая ткет ковры с национальными узорами  и поставляет их во многие регионы Кыргызстана. 

«Меня зовут Гулбаева Тоту, мне 73 года, у меня 7 детей: два сына и пять дочерей. Я выросла в интеллигентной семье: отец был ветераном войны, работал в колхозе, мама была секретарём. Я была отличницей народного просвещения, получила образование в Жалал-Абадском педагогическом институте. Долгое время работала учителем кыргызского языка и литературы, также была работницей Советской партии трудящихся и директором районного правительства в Лейлекском районе Баткенской области», — рассказывает о себе наша респондентка.

Свои первые ковры Тоту апа захотела сделать по примеру старших женщин в семье, которые бережно хранили древние традиции и создавали все свои изделия вручную.

ковры3

«Как вы знаете, у каждого народа есть своё наследие, культура, свои традиции и ремёсла. Моя мама и свекровь были очень близки к ручному труду, к ремеслу – они создавали ковры, покрывала и другие подобные изделия, помогали с шитьём одежды жителям всего села. Последовав их примеру, я решила обращать больше внимания на ручной труд и думала о том, чтобы создавать предметы быта вручную, но из-за работы не успевала. Молодое поколение ленится, не придаёт смысла ручному труду, покупает вместо того, чтобы создавать», — делится она.

Вернуться к забытому из-за нехватки времени желанию создавать что-то вручную Тоту помогла поездка на курултай, где ее вновь окружали мастерицы и ремесленники.

ковры4

«В 2000-х годах, в год туризма, меня, как директора, и ещё 30 юрт отправили в Бишкек на курултай, в котором объединились люди со всех регионов. На протяжении месяца мы занимались ремеслом, шили, создавали изделия в юртах. Так я ещё больше заинтересовалась ручным трудом и наконец взялась за него, выйдя на пенсию в 50 лет», — с улыбкой вспоминает женщина. Тоту с большой теплотой и трепетом относится к культуре кыргызского народа и знает о ней не понаслышке. Ее любовь к традициям ощущается в каждом сказанном слове.

«Ковроткачество – очень древнее кыргызское ремесло, когда-то очень распространённое на Алае, Чон-Алае, в Ноокате, например, но на сегодняшний день оно сохранилось в Баткене, в основном, в то время как в других регионах всё меньше и меньше людей вручную ткут ковры. К тому же, многие молодые люди здесь, в Баткене, не знают, как создавать ковры. Моей главной инициативой является возрождение традиции ковроткачества, передаваемого из поколения в поколение – нас обучали ткачеству ещё в 4 классе. Ковры имели широкое применение: их размещали в домах, дарили, а также продавали в Таджикистане и Узбекистане, на заработанные деньги содержали семью. Из-за распада СССР они не смогли продолжить возить ковры в соседние страны и продавали их в других регионах. Со временем их применимость уменьшилась, и они ушли в забытье», — рассказывает нам респондентка. Тоту апа в свои годы с большим энтузиазмом взялась за реализацию идеи возрождения древней культуры.

ковры12

«С помощью организации Динары Чочунбаевой (член правления Союза Художников КР, гендиректор фестиваля «Оймо», — прим. ред.), которая проводит семинары и тренинги, мы хотим возродить ковроткачество в течение 5-6 лет и обучать этому молодёжь», — делится планами женщина. Кроме обучения молодежи, Тоту также занимается постоянным производством. Ее ковры поставляют в регионы, продают на выставках и ремесленнических базарах. Цены на чудесные изделия выросли, вследствие чего женщина смогла взять на работу помощников. Вместе они работают над воскрешением традиций ручного производства.

«В настоящее время мы создаём ковры дома и продаём их как здесь, так и на разных выставках, на Играх кочевников, на базарах. Мы развиваем продажу ковров из натуральной шерсти и хлопка, вместо синтетических китайских ковров. Раньше узорам на ковре уделяли огромное внимание, у каждого ковра был свой узор, имеющий определённое значение (шокшурма, казан кулат, жети жиптик кайкала – названия узоров).

ковры6

Сейчас на коврах вышивают узоры, созданные на компьютере или не принадлежащие Кыргызстану, узоры других народов. Мы хотим изменить это. Также мы сделали ещё один хороший шаг – постепенно отошли от крашеных ковров, используя натуральные, естественные цвета овечьей шерсти. И научились создавать ковры самых разных размеров. Сейчас Лейлек на первом месте по созданию ковров и цены на них постепенно поднимаются до 18 000 сомов, что может позволить предоставить молодёжи рабочие места», — рассказывает Тоту.

Ручной  труд во все времена и до сих пор сопряжен с трудностями. Очень многое зависит от погодных условий, состояния здоровья мастера и других факторов. «В холодное время особенно тяжело промывать шерсть, обрабатывать вручную. У нас нет машинок для обработки и промывания шерсти, что является проблемой. Помощь частных предпринимателей, выдача грантов, кредиты с маленьким процентом позволили бы нам решить эту проблему. Но мы и сами стараемся прикладывать усилия для решения этой задачи. Думаю, было бы хорошо, если бы у нас появилось оборудование для обработки и промывания шерсти для ткачества», — делится респондентка. Ассортимент изделий, которые совместно создают мастера из Лейлека, сейчас стал очень разнообразным. Выросли также и доходы, и теперь ремесленники могут позволить себе снимать помещение в торговом доме. В общей сложности Тоту подключила к своей миссии около тридцати человек из разных регионов, которым предоставила рабочие места.

ковры11

«Мы занимаемся этим производством семьёй с 2000 года. Помимо ковров мы также делаем тапочки, шляпы, колпаки, принимаем заказы. Мы отправляем их в Бишкек, продаём на местных базарах, выставках, через группы ремесленников и интернет-магазины, через знакомых отправляем в Нарын и Иссык-Куль, где во время туристического сезона путешественники также покупают наши изделия», — поясняет мастерица.

Доход, получаемый от производства, разный и зависит от количества проданных ковров и других изделий, создаваемых, например, для юрт. В производстве здесь участвуют 7 человек, а в Бишкеке — 14. Мастера взяли в аренду место в торговом доме «Кыял», где работает внук нашей героини.

ковры5

«Таким образом, мы занимаемся ковроткачеством по двум причинам – для возрождения этого ремесла и для того, чтобы обеспечивать свои семь», — подводи итоги Тоту апа.

Так 73-летняя мастерица из Лейлека охраняет многовековые традиции кыргызского народа, и, подобно своим матери и свекрови, она передает эти знания молодым поколениям.

 

Источник: https://limon.kg/

Loading


Поделиться: