Ответы Министерства экономики КР относительно текущей ситуации в сфере экономики в период пандемии COVID-19

Команда проекта Европейского Союза «Открытые сообщества – открытые СМИ», в период пандемии COVID-19 для активных пользователей социальных сетей и населения в целом запустила серию онлайн-программ в прямом эфире на странице Фейсбук на важные темы в сообществе.

В прямы эфирах принимают участие представители государственных органов министерств и ведомств КР, ведущие эксперты  и представители гражданского общества.

В рамках данной деятельности, от граждан поступил ряд  вопросов относительно текущей ситуации в сфере экономики Кыргызстана в период пандемии COVID-19 и постпандемии, адресованные Министерству экономики КР. Вчера были получены ответы в полном объеме, которые представляем вашему вниманию.

Скачать: Ответы-на-вопросы_Минэконом

——————————————————————————

Ответы на вопросы для онлайн встречи от Министерства экономики КР от 14 мая 2020 г.

Были заданы вопросы:

  1. Мал  чарбасын  онуктурууго  6-8 пайыздык  насыялар  быйылкы жылда  дагы  берилеби.
  2. Экономика министирине: — Онуктуруу фондуна  эки  Долбоор  жазып  тапшырганбыз  долбоор отуп  калса  беш  жумушчу  орун  болот  быйылкы  жылда  акча  каражаты  болунгонбу.  Урматтоо  менен  КККтин  торагасы Бапов С.
  3. Какие инициативы были подняты за 2019 год?
  4. Сколько инвестиций привлекли  и в какую отрасль?
  5. Экономика министирлиги тарабынан экономиканы онуктуруу учун:Соц.заказ  долбоорлор жарыяланабы?
  6. Минэкономики — есть ли программа по смягчение постпандемии  для кредиторов особенно женщин, по снижению процентов кредита?
  7. Вопрос к мин экономике — почему нет контроля с вашей стороны за обновлением сайта по гражданскому бюджету,не все Айыл окмоту и не все города вносят данные в настоящее время свои данные?
  8. Кыргызстанда  Экономика Министирлиги  тарабынан  кандай  Долбоорлор иштеп  жатат  Долбоор  жазып  катышсак болобу  сиздер  тараптан колдоо  болобу. Лейлек району. Катран  айылы.

 

  • Будут ли кредиты по 6-8% на развитие с/х отрасли?

В целях оказания государственной поддержки сельским товаропроизводителям, Правительство Кыргызской Республики с 2013 года инициировало реализацию проекта «Финансирование сельского хозяйства»-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Для дальнейшего продолжения оказания государственной поддержки социально-уязвимых слоев населения и обеспечения отечественных предпринимателей аграрников, а также сельских товаропроизводителей, производящих экспортоориентированные виды продукции, а также внедряющих прогрессивные технологии  производства льготными кредитными ресурсами в 2020 году, целью проекта «Финансирование сельского хозяйства – 8» является обеспечение сельских товаропроизводителей и субъектов предпринимательства и физических лиц Кыргызской Республики льготными кредитными средствами для  дальнейшего развития аграрного сектора. Так, в рамках проекта ФСХ-8 по в текущем году по состоянию на 1 мая было выдано 1 211,1 млн сомов на реализацию почти 2000 проектов.

 

  • О распределении средств фонда развития региона

Согласно Положению о Министерстве экономики Кыргызской Республики, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 117, Министерство является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики в области регионального развития.

Таким образом, отбор проектов и последующее их финансирования из средств фондов развития регионов не относится к компетенции Министерства.

При этом, необходимо отметить, что Типовым положением о порядке формирования фондов развития регионов, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 ноября 2014 года № 633, установлен порядок отбора и финансирование проектов, прошедших конкурсный отбор Правлением и Наблюдательным советом Фонда развития района или области. Проекты, соответствующие требованиям указанного Типового положения и целям социально – экономического развития регионов, получившие одобрение у местного кенеша, имеют все шансы для получения положительного ответа у Наблюдательного совета Фонда.

 

  1. Какие инициативы были подняты в 2019 году?

В рамках поддержки предпринимательской деятельности проведена следующая работа:

  • Реализован проект «Финансирование СХ — 7», осуществлена выдача 9977 льготных кредитов фермерам на общую сумму 5,1 млрд. сомов;
  • Созданы центры поддержки предпринимателей. Начали функционировать первые центры поддержки предпринимателей в гор. Ош, Каракол, Джалал-Абад и Баткен;
  • Создан институт Бизнес-омбудсмена;
  • В сравнении с 2018 годом в 2019 году число проверок сократилось в 8 раз (было проведено 3435 проверок против 28209 проверок в 2018 году);
  • Упрощена процедура получения разрешительных документов на строительство. Заработало в новом формате «единое окно», срок на получение всех экспертиз и получение документов сокращен со 170 до 30 рабочих дней.
  • Российско-Кыргызским Фондом развития профинансировано 724 проекта на общую сумму 5,4 млрд сомов (77,5 млн долл. США), увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом и снижены процентные ставки с 10 % до 9 % в национальной валюте. Во всех регионах открыты филиалы.
  • ОАО «Гарантийный фонд» выдано 946 гарантий на сумму более 921 млн сомов, что в 1,8 раза больше аналогичного показателя 2018 года.

В целях улучшения создания благоприятного инвестклимата для бизнеса:

  • Для привлечения инвестиций в регионы новым промышленным предприятиям в преференциальных населенных пунктах на период от 5 до 10 лет предусмотрено освобождение от уплаты 4 видов налогов: на имущество, земельного налога, от налога на прибыль и налога с продаж.
  • Создан Центр государственно-частного партнерства;
  • Подписано Соглашение о режиме стабилизации между Правительством КР и Чаарат Голд Холдингс Лимитед и Заав Холдингс Лимитед.

В рамках фискализации налоговых процедур приняты 14 решений Правительства, согласно которым:

Сельскохозяйственные кооперативы, машинно-тракторные станции и торгово-логистические центры освобождены практически от всех видов налогов.

С 1 января 2019 года работает система получения патента в электронной форме (за 2019 год выдано около 50 тыс. электронных патентов).

с 1 сентября 2019 года был запушен пилотный проект по виртуальным ККМ.

 

Кроме того, за 2019 годы были улучшены услуги населению:

  • В рамках цифровизации государственных услуг в регионах функционируют 20 центров обслуживания населения (ЦОНы), во всех айыльных аймаках функционируют 387 информационных киоска (ИК);
  • По итогам 2019 года уложено асфальтобетонного покрытия 422,7 км. В каждом районном центре уложено асфальтобетонное покрытие 3,0 км;
  • широкополосным доступом к Интернету обеспечено: 778 объектов здравоохранения; 660 школ и 349 айыл окмоту;
  • реализовано 407 сервисов, автоматизировано 13 справок, на портале электронных услуг доступно 191 госуслуг;
  • За 5 лет в Фонды развития регионов от взносов горнодобывающих компаний поступило 2,1 млрд сомов (реализовано более 450 проектов в регионах республики), в том числе в 2019 году – 575,5 млн сомов.

 

  1. Сколько инвестиций привлекли и в какую отрасль?

Приток прямых иностранных инвестиции, приток прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ), в 2019 году в сравнении с 2018 годом, увеличился на 2,9 % и составил 876,2 млн долл. США. При этом, приток превысил уровень оттока на 210,8 млн долл. США.

(Наибольший объем поступили из КНР — 34,3 %, из Канады- 13,2%, из Великобритании- 8,3 %, и в основном 64,3% на геологоразведку, добычу, обрабат. пром. информацию и связь). (Наибольший отток в КНР, Турцию, Казахстан, Великобританию и РФ).

Объем инвестиций, направленных на профессиональную, научную и техническую деятельность, увеличился в 1,5 раза, в сферу информации и связи – на 82,8 %, в то время как инвестиции по добыче полезных ископаемых снизились на 16,5%, в сфере строительства – снизились на 22,2 %.

1)         Профессиональную, научную и техническую деятельность – 259, 8 (29,7%)

2)         Обрабатывающие производства- 226, 6 (25,9%),

3)         Информация и связь- 140,1 (16,0%)

4)         Добыча полезных ископаемых -76,7 (8,7%)

5)         Финансовое посредничество и страхование -61,8 (7,1%)

6)         Строительство- 55,9 (6,4%)

7)         Другие – 55,2 (6,2%)

  1. и 5. По вопросам проекта соцзаказа и программы по смягчению постпандемии по снижению процентов кредита, особенно для женщин?

В марте месяце был разработан и принят План первоочередных мер Правительства КР на 2020 год о снижении негативного влияния на экономическую и социальную стабильность в связи с распространением вируса COVID-19 (распоряжение Премьер-министра КР от 30.03.2020г. № 186), включающий в себя следующие меры:

— продление сроков представления налоговой отчетности и неприменение налоговых санкций и пени за несвоевременное исполнение налоговых обязательств до 1 июля 2020 года

— продление сроков представления единой налоговой декларации по итогам 2019 года физ. лицами и ИП до 1 апреля 2021 года

— отсрочки или рассрочки по сумме налоговой задолженности С 1 апреля до 1 октября 2020 года

— введение запрета на проведение налоговых проверок  до 1 января 2021 года

— продление моратория на проверки ГКО до 1 января 2022 года

— введение временного запрета на проведение процедур банкротства предприятий до 1 января 2021 года

— проведение работы с комбанками по пролонгации и реструктуризации основных сумм и процентов по кредитам на срок не менее 3 месяцев по линии поддержки малого и среднего предпринимательства.

Также, разработан и принят План мер Правительства Кыргызской Республики на 2020 год по восстановлению и обеспечению деятельности секторов экономики и субъектов предпринимательства (второй пакет).

Планом предусмотрено поэтапное возобновление экономической деятельности и предлагаются следующие меры финансовой и фискальной поддержки субъектов предпринимательства:

— создание Антикризисного фонда;

— внедрение программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

— проведение докапитализации ОАО «Гарантийный фонд» на сумму 1 млрд сомов;

— пересмотр обязательств налоговых контрактов;

— проведение легализации капиталов и имущества;

— освобождение от арендной платы государственного и муниципального имущества;

— проведение реструктуризации задолженности по налогам и социальным отчислениям;

— внедрение механизма контроля и мониторинга (кураторство) обеспечения бесперебойной деятельности бюджетообразующих предприятий.

 

  1. Почему нет контроля с вашей стороны за обновлением сайта по гражданскому бюджету, не все айыл окмоту и не все города вносят данные в настоящее время?

            Министерство экономики не имеет полномочий контролировать или поручать следить за обновлением официальных сайтов айыл окмоту и городов, в частности вопрос гражданского бюджета также не относится к компетенции министерства. В порядке информации сообщаем, что вопросы бюджета, а также администрация сайта, где размещен гражданский бюджет находяться в ведении Министерства финансов.

 

  1. В порядке информации сообщаем, что Правительством в 2019 году были приняты изменения в Типовое положение о порядке формирования фондов развития регионов, где для участия бизнеса в регионах была сформирована – Бизнес заявка. Данная мера направлена на развитие и поддержку предпринимательства в регионах.

Таким образом, для решения указанного вопроса можно обратиться в фонды развития района и области, общественный фонд «Фонд социального пратнертсва по развитию регионов», Фонд подготовки проектов устойчивого развития и принять участие в программе Финансирование сельского хозяйства – 8.

Loading