С целью вовлечения пожилых людей в активную жизнь, использование их потенциала, обеспечение преемственности поколений акиматом Алматы разработан проект Дорожной карты по поддержке старшего поколения «Активное долголетие». Сегодня на расширенном заседании Общественного совета города аким Алматы Бауыржан Байбек рассказал о проекте, направленном на создание благоприятной среды для пожилых людей.
«Прежде всего, мы стараемся решать вопросы социально-уязвимых слоев населения. По поручению Главы государства в два раза была снижена оплата в государственных детских садах. В рамках принятой Дорожной карты поддержки молодежи в Алматы ведется строительство студенческих общежитий, молодые семьи без первоначального взноса получают кредит на жилье под 5%. Но есть еще одна категория граждан, нуждающаяся в поддержке. Это пожилые люди, которых сегодня в Алматы более 12%. В странах ОЭСР люди в возрасте 60 и более лет уже не ограничиваются тихой пенсией, а живут полноценной жизнью. Наши пожилые люди должны чувствовать свою востребованность, ощущать наше внимание. Поэтому этот год в Алматы мы проведем под эгидой поддержки старшего поколения», — отметил Бауыржан Байбек.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, практика вовлечения пенсионеров в активную жизнь является наиболее действенным инструментом для повышения качества и продолжительности их жизни. Сегодня в городе Алматы проживают 222 тыс. пенсионеров или 12,5% всего населения города.
В рамках реализации проекта будет создан Центр активного долголетия, где будут оборудованы библиотека, фитнес-зал для занятий ЛФК, лечебной йогой и аэробикой, залы для занятия шахматами, тогызкумалак, домино и др. В Центре на постоянной основе будут проходить курсы навыкам компьютерной грамотности, английского языка, мотивационные семинары и мастер классы. Совместно с общественными объединениями еженедельно будут проводиться бесплатные юридическая, психологическая, медицинская консультации.
Для большего охвата населения будут создаваться социальные клубы на базе коммунальной и коммерческой собственности. Любой бизнесмен может подать заявку для формирования бесплатного социального клуба, с которыми будут заключены меморандумы для системности и прозрачности работы. В текущем году планируется открыть около 40 социальных клубов во всех районах города.
«Нами также планируется реализовать проект Агро-краудсорсинг, который является эффективным инструментом для сельскохозяйственного туризма и не имеет аналогов в мире. Для организации будет определен земельный участок сельхозназначения и оператор, который организует базовую инфраструктуру. Обеспечение посадочным материалом и инвентарём происходит за счет оператора и частных инвесторов. При взращивании культур оператор получает до 30% от собранного урожая для покрытия понесенных расходов, а 70%-ми пенсионер распоряжается самостоятельно либо продаёт на ярмарках выходного дня», добавил руководитель Управления занятости и социальных программ города Алматы.
В рамках Дорожной карты в этом году в Алматы планируется провести более 100 культурно-массовых, спортивных и интеллектуальных мероприятий для вовлечения пенсионеров в активную жизнь во всех сферах деятельности города. К примеру, «Конкурс талантов», фотовыставки «Любимая моя Алма-Ата», а также специализированная ярмарка вакансий для пенсионеров.
Особое внимание будет уделено развитию социального туризма среди пожилых. Для этого будут разработаны городские и горные туристские маршруты, определены зоны экотуризма, организованы групповые выезды, городские пешие экскурсии по туристским объектам, проведение мастер-классов по туризму и др.
В ходе обсуждения проекта Дорожной карты на заседании Общественного совета было предложено создание специализированного интернет-портала Ata-Apa.kz, где централизованно будет размещаться полезная информация для пожилых людей о проводимых социальных и государственных программах, биржа труда и др. К примеру, пенсионер изъявивший желание оказать услуги репетитора у себя дома может обратиться по телефону в Центр долголетия, оставить свои данные.
Кроме того, предполагается создание единого Call-center, который позволит организовать службу доверия и получить информации о социальных услугах и объектах. Для повышения качества оказываемых социальных услуг населению будут проводиться социальные исследования и регулярное анкетирование получателей услуг.