Другая сторона миграции: рязанские «рабы»

Тринадцать граждан Кыргызстана, находящихся на заработках в Российской Федерации, пожаловались на нарушение своих трудовых прав и насильственное удержание в Рязанской области. Об этом сообщили представители Министерства внутренних дел КР со ссылкой на самих мигрантов. Эта история за неделю обросла новыми деталями, вновь обнажив серьезную проблему в трудоустройстве мигрантов. Это не первый случай, когда потенциальные мигранты, доверившись посредникам, оказываются в сложной ситуации на чужбине, которую эксперты называют «трудовым рабством». Пострадавших все еще очень много, несмотря на меры, принимаемые официальными органами.

История о современном рабстве

О рязанской истории 19 марта рассказали представители МВД КР. Брифинг для журналистов состоялся по итогам их рабочей поездки в Россию. А до этого кыргызские мигранты распространили по мессенджерам видео, в котором жаловались на невыносимые условия работы и насильственное удержание.

Вот что озвучивали пострадавшие: “Я с 2011 года работала швеей в Бишкеке. У меня двое сыновей. Сегодня мы приехали из Кыргызстана в Рязань. По приезду у нас отобрали паспорта. Рабочий день тут длится с 8 утра до трех часов ночи.”

“Вот приехали, и нам сразу рассказали про условия работы здесь. Мы испугались. Мы словно в тюрьму попали. Условия просто ужасные. Есть женщины, которые уже месяц не могут получить зарплату. Сидят тут, никуда не могут выйти. Словно они совершили какое-то преступление и сидят взаперти. Помогите, очень просим”.

“Двадцатого будет месяц, как я тут работаю. Но, боюсь, я не выдержу. Я была согласна работать с 8 утра до 20:00 часов вечера. Но в реальности мы работали до трех часов ночи. Организм еле выдерживает до полуночи работать. У меня муж заболел. Меня не отпускают. Я говорю: “Возьмите, сколько нужно, остальное вышлю” А мне сказали, что деньги не нужны, лучше отработайте. Лучше в Кыргызстан уехать и там спокойно поработать”.

“Выхода нет. Работаем, а никакого результата нет. Шьем одежду, никто не считает, сколько штук мы уже сшили”.

“Работаем до трех-четырех часов утра. Мы не знаем, сколько мы уже сшили и за какую цену (в Бишкеке швеи получают оплату за каждую конкретную сшитую вещь, то есть оплата зависит от объема проделанной работы — прим. Ред.). За опоздание на 5 минут штрафуют. На обед выделяют меньше 1 часа, еле успеваем. Работаем до трех-четырех часов утра. Вот в одну комнату втиснули 12 женщин. Повара нет, еду готовим сами, а если жалуемся, нам говорят: “Ищите своего посредника”. А его и след простыл, даже не позвонит”.

Не фикция!

Благодаря слаженной реакции со стороны МВД КР, МИД КР, Государственной службы по миграции КР и института омбудсмена КР Управлением МВД России по Рязанской области были сформированы две оперативно-следственные группы из числа сотрудников уголовного розыска по борьбе с экономическими преступлениями и участковых инспекторов, которые при поддержке кыргызских коллег начали расследовать это дело.

Скоро выяснилось, что история отнюдь не фиктивная. В центре скандала фигурирует рязанская компания «Февраль», где трудились около 100 иностранцев, из них 13 были кыргызстанцами. Про гражданство остальных работников фабрики в сообщении МВД КР ничего не говорится, и россияне тоже молчат на этот счет. На портале www.list-org.com со ссылкой на Федеральную налоговую службу РФ сообщается, что единственным учредителем компании на 1 марта 2017 года является гражданин РФ Владимир Стаценко. Основной деятельностью фирмы являлось производство вязаных и трикотажных изделий, но помимо этого она занималась производством кожаных изделий, в том числе меховых вещей и обуви. Согласно данным сетевого издания «Спарк-Интерфакс», компания в списке недобросовестных поставщиков из-за частых срывов поставок. Кыргызские граждане попали в Рязань через посредника, который нанял их на рынке «Берекет» на Ошском базаре в Бишкеке. Им оказался 39-летний уроженец Алайского района некий Эркиналы.

А российские полицейские заявляют, что у компании «рабовладельцев» два учредителя. Один из них – якобы гражданин Вьетнама, его точные анкетные данные еще устанавливаются следственными органами. Вообще вьетнамцы занимаются особую нишу на рынке нелегального труда в России, они являются крупнейшей этнической группой, задействованной в сфере легкой промышленности.

В ходе следственных мероприятий выяснилось, что между работниками и руководством компании были заключены договоры. В них был оговорен 12-часовой рабочий день: с 8 утра до 20 часов вечера. Заработную плату обещали выплачивать два раза в месяц. Помимо этого, работникам гарантировали медицинское обслуживание, бесплатное питание и жилье.

Но реальные условия работы сильно отличались от тех, что были прописаны в договорах. Мигранты были вынуждены терпеть унижения и лишения, потому что все документы у них отобрали и хранили у руководства. Нередко люди элементарно голодали, потому что им задерживали выплату заработной платы. Некоторые отчаянные бежали, но не все были готовы пойти на такой риск из-за отсутствия документов. Даже за лекарствами боялись выйти на улицу, потому что у них не было никаких документов, удостоверяющих их личность. Страх быть задержанным и депортированным пересиливал. Одна из женщин, чье имя не раскрывается, не выдержав физических и моральных нагрузок, пыталась покончить жизнь самоубийством. Она вскрыла себе вены, соседки хотели вызвать врачей, но сотрудники компании цинично напомнили, что вызов скорой помощи платный, и платить за эту услугу они не собираются.

Оперативники опечатали несколько кабинетов компании, изъяли всю финансовую документацию, включая жесткие диски камер наружного наблюдения, которые были установлены на кухне и в производственных помещениях.

«Честь мундира»?

По итогам предварительной работы Управление МВД России по Рязанской области сообщило, что с 14 по 20 февраля в Рязань на заработки в вышеупомянутую фирму прибыли 11 граждан Кыргызстана, а не 13. Вполне возможно, что остальные двое являются выходцами из Кыргызстана, но с российским гражданством. Зачастую мигранты оформляют российское гражданство, чтобы было легче найти неплохую работу, продолжая идентифицировать себя со своей Родиной.

В сообщении российских правоохранительных органов особо отмечено, что кыргызстанцы работали, заключив трудовые договоры. «Работодателем были оплачены билеты для прибытия трудовых мигрантов из Кыргызской Республики в Россию, предоставлены места для проживания в общежитии, а также выплачен аванс за выполнение предстоящих работ», — говорится в пресс-релизе Управления МВД РФ по Рязанской области.

При этом фактически заявления о нарушении своих трудовых прав написали только 9 граждан Кыргызстана. И главный итог предварительной работы рязанской полиции: никаких нарушений миграционного законодательства России не выявлено. Осталось дождаться доклада уполномоченной по правам человека России Татьяны Москальковой, которая по просьбе института омбудсмена КР тоже побывала на месте событий.

Интересная деталь. В многочисленных комментариях, посвященных рязанской истории, представители российской полиции и уполномоченного по правам человека старательно избегают любых параллелей, намекающих на современные формы рабства. Практически везде главный акцент сделан на то, что иностранные работники трудились по найму на основании контракта, а вот детали контрактов или факты, говорящие о том, как соблюдались условия трудовых договоров, вообще никак не упоминаются.

Только информационные ресурсы рискнули вынести в заголовок слово «рабы». Так, рязанский городской сайт 19 марта опубликовал вышеупомянутое видео, где кыргызские граждане жаловались на тяжелые условия труда, под заголовком «Слово о современных рабах».

Современные «рабы»: кто они?

Согласно подсчетам Международной организации труда (МОТ), сегодня в мире 21 млн мужчин, женщин и детей находятся в ловушке принудительного труда или современного трудового рабства, когда человек работает в тяжелых и ненормированных условиях, ему не выплачивают зарплату или ее задерживают под разными предлогами.

Как утверждает МОТ, в России трудятся до 5 млн трудовых мигрантов из разных стран. За последние годы Российская Федерация вошла в число стран, где трудовое рабство приобрело массовый масштаб. Об этом открыто пишут даже правительственные СМИ. По данным МИА «Россия сегодня», до 40 процентов современных рабов в России эксплуатируются на нелегальных заводах и фабриках. По результатам опроса, проведенного представителями МОТ, выяснилось, что до 24 процентов мигрантов в российских городах вынуждены фактически бесплатно работать, свыше 40 процентов мигрантов подвергались угрозам со стороны работодателей, и были серьезные ограничены в движениях.

Только часть этих историй доходит до прессы. Несколько лет назад точно так же группа кыргызских граждан, доверившись посреднику, уехала на Курилы работать на местных рыбных заводах. Но, увидев реальные условия работы и зарплату, смогли вернуться назад с помощью дипломатов. Но сколько еще остается на просторах Российской Федерации таких работяг, слепо доверившихся вездесущим посредникам и оказавшихся в капкане…

Алмаз Исманов

Иллюстративное фото

Источник: http://nlkg.kg/ru/society/at-gunpoint/drugaya-storona-migracii-ryazanskie-raby

Loading