Какие изменения в правилах миграционного учета иностранных работников следует ждать в 2018 году?

26-го декабря 2017 года в Государственную думу Правительством Российской Федерации был внесен законопроект № 350179-7 «О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». С текстом проекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы.

Законопроект № 350179-7 О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Проектом предлагается изменить существующую систему миграционного учета иностранных граждан.

Напомним, что в настоящее время согласно положениям действующего законодательства, судебной и правоприменительной практике постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания возможна как по месту их фактического проживания, так и по местонахождению (по адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Принимающей стороной может выступать как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого он осуществляет трудовую деятельность. Фактическое проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет при условии наличия трудовых отношений с принимающей стороной не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.

Поскольку речь идет о кардинальных изменениях, целесообразно привести текст изменений, вносимых в Закон о миграционном учете.

Предполагается ввести новую трактовку места пребывания иностранного гражданина (далее — место пребывания).

В новой трактовке место пребывания — «жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».

Как видим, законотворцы вводят уточняющие формулировки понятию фактически проживает, а в отношении юридических лиц вводится отсылочная норма на статью 21 Закона о миграционном учете.

Напомним, что в соответствии со статьей 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:

  • ​жилой дом, часть жилого дома;

  • квартира, часть квартиры;

  • комната.

Возможность использовать в качестве места пребывания нежилое помещение (иное) сохраняется.

Предполагается ввести и новую трактовку термина принимающая сторона. В предлагаемой редакции «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — это:

  • гражданин Российской Федерации,

  • постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

  • юридическое лицо,

  • филиал или представительство юридического лица,

  • федеральный орган государственной власти,

  • орган государственной власти субъекта Российской Федерации,

  • орган местного самоуправления,

  • дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

  • международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо

  • представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение,

  • либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.»

Таким образом, принимающей стороной, то есть лицом, на которое Законом возлагается обязанность по представлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, признается любое из перечисленных выше лиц, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации (что предполагает наличие у указанного лица правоустанавливающих документов и заключение соответствующего договора между сторонами) предоставляет для фактического проживания (то есть для регулярного использования для сна и отдыха) жилое или иное помещение (то есть нежилое).

Предполагается ввести следующий порядок осуществления миграционного учета, прописав его в части 2 статьи 21 Закона о миграционном учете:

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

а) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает (данная норма относится к иностранцам, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированных по месту жительства, которые в силу каких-либо причин проживают вне адреса регистрации и, следовательно, подлежат учету по месту пребывания);

б) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится (норма практически не изменилась. Сохраняется обязательный порядок постановки иностранного гражданина, в частности, по адресу гостиницы, где он проживает).

в) по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Итак, резюмируя вышеизложенное:

Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха).

Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам.

Таким образом, постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность, станет в принципе невозможна, а работодатели перестанут быть принимающей стороной для своих иностранных работников.

Рассмотрим предполагаемые последствия принятия проекта в том виде, в каком он внесен в Государственную Думу.

1. У работодателя (заказчика работ/услуг) исчезает обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранных работников (за исключением тех единичных для масштабов страны случаев, когда иностранцы проживают в помещениях юридического лица).

Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Исчезает извечный вопрос — обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя.

В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации — работодателя.

2. Постановка на учет по месту пребывания станет возможно только по адресу фактического проживания иностранного гражданина, то есть в подавляющем большинстве случаев, в жилых помещениях, предоставляемых гражданами России.

Учитывая формулировку в термине принимающая сторона как лицо предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение для фактического проживания иностранного гражданина возможно истребования органами миграционного учета документов, подтверждающий право пользования помещением, предоставляемым иностранному гражданину для проживания.

В органах миграционного учета на порядки возрастут очереди граждан России с обращениями о постановке на учет проживающих у них иностранных граждан.

3. С учетом того, что проектом не вводится особый порядок вступления закона в силу, закон вступит в силу по общему принципу — в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.

Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.

4. С учетом утраты работодателем статуса принимающей стороны работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда, будут лишены возможности обращения в органы власти в сфере миграции по вопросам продления, восстановления виз своих работников.

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» за оформлением, продлением, восстановлением виз вправе обращаться иностранные граждане лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону (что и происходит в настоящий момент времени). Таким образом, решать указанные вопросы придется самим иностранным гражданам.

5. Неурегулированным окажется и вопрос согласования пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 июля 1992 г. N 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» обязанность обращаться за согласованием возложена на принимающую организацию (фактически на работодателя).

Следует отметить, что в Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ранее еще в 2010 году вносились аналогичные по сути изменения.

Федеральным закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. пункты «а» и «б» части 1 статьи 3 Закона) также вводилась обязательная постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания только по адресу фактического проживания и исключались нормы, позволяющие работодателям выступать принимающей стороной по отношению к своим иностранным работникам.

Закон вступил в силу с 15-го февраля 2011 года. Однако уже 20 марта 2011 года по инициативе Минэкономразвития России был принят Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вернул все на свои места (пункты «б» и «в» части 1 статьи 1 Закона) и с тех пор понятия «место пребывания» и «принимающая сторона» не претерпевали изменений.

Источник: Инфо-Центр, автор: Володин Евгений Владимирович

 

Источник: https://www.migranto.ru/single-post/kakie-izmeneniya-v-pravilah-migracionnogo-ucheta-inostrannih-rabotnikov-sleduet-jdat-v-2018-godu

Loading