Соцфонд вновь предлагает реформы в пенсионной системе. Что изменится?

Поделиться:

Комитет Жогорку Кенеша по социальной политике 22 января 2024 года рассмотрел и одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере государственного социального страхования».

Как сообщил председатель Социального фонда Бактияр Алиев, задачей внесения изменений является создание справедливых условий для участников государственного пенсионного социального страхования, усиление страховых принципов назначения пенсий и совершенствование нормативных правовых актов, оказывающих влияние на процедуру назначения пенсий, исключение устаревших норм, а также улучшение оказываемых услуг населению при назначении пенсий путем упрощения системы назначения страховой части пенсии за период до 1996 года.

По его словам, возникла необходимость реформирования пенсионной системы в целях приведения в соответствие с общеустановленными нормами и усиления страховых принципов, как элемента, обеспечивающего достаточные гарантии в старости.

Законопроектом предлагается ряд мер в области пенсионной политики государственного социального страхования:

1) базовую часть пенсии назначать в полном размере

В соответствии с законом «O государственном пенсионном социальном страховании» базовая часть пенсии назначается и выплачивается лицам, страховая часть пенсии которых на дату назначения пенсии не превышает величины трех прожиточных минимумов пенсионера (фактически сложившейся за предыдущий год). Таким образом достигается адресность назначения БЧП, она назначается тем, кто действительно нуждается в ней, то есть тем у кого маленькие размеры пенсий.

Также индексируется БЧП, если общий размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера. При этом лицам, не имеющим необходимого для назначения пенсии по возрасту страхового стажа, базовая часть пенсии исчисляется пропорционально имеющемуся стажу.

Учитывая, что БЧП не является обязательством по социальному страхованию, а является поддержкой государства, выплачиваемая за счет налогов, для социальной защиты граждан в связи с утратой возможности зарабатывать денежные средства, предлагается исключить привязку к стажу и назначать ее в полном размере.

В этой связи, подается на утрату статья 10 закона «О государственном пенсионном социальном страховании», определяющая пропорциональное исчисление базовой части пенсии лицам, не имеющим необходимого для назначения пенсии по возрасту страхового стажа.

2) упрощение процедуры назначения и расчёта величины первой страховой части пенсии

Первая страховая часть пенсии (СЧП) назначается с учётом страхового стажа и размера заработной платы работника в период до введения персонализированного учёта, который начал действовать с 1 января 1996 года. Данный стаж и размеры заработной платы за указанный период должны быть подтверждены лицом, которому назначается пенсия.

Для этого следует предоставить соответствующие документы, справки, выписки из трудовой книжки и иные подтверждения с каждого места работы за 60 месяцев любого периода трудовой деятельности до 1996 года. Иногда это является невозможным, поскольку многие предприятия прекратили своё существование, а в архивах не всегда содержатся такие сведения.

Размер части страховой пенсии за период до 1996 года, не является столь значительным. Он составляет всего лишь 10% от общего размера пенсии, и его доля в общем размере пенсии снижается с каждым годом. Происходит процесс исчезновения такой пенсии в связи с тем, что количество лиц, у которых имеется стаж до 1996 года, снижается по естественным причинам. Между тем, на его расчёт требуется около 90% времени как работников Социального фонда, также и заявителя. Всё это вызывает справедливые нарекания граждан, которые месяцами вынуждены собирать требуемые сведения.

В целях упрощения процедуры назначения пенсии предлагается для расчета пенсии по возрасту на общих основаниях с 1 января 2024 года при назначении пенсий по возрасту, в страховой стаж до 1996 года засчитывать для мужчин 17 лет и для женщин 12 лет с последующим ежегодным уменьшением стажа на один год, если им предшествовали и (или) за ними следуют периоды уплаты страховых взносов не менее 12 месяцев. Лица, имеющие право на льготные пенсии, пенсии за особые условия труда, ввиду установленных критериев определения права на эти виды пенсии не будут охвачены новой формой расчета СЧП.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца также не будут охвачены новой формулой, так как необходимый размер страхового стажа незначителен и составляет согласно законодательства от 1 до 5 лет.

При этом заработок (доход) для исчисления СЧП установить в фиксированном размере из 20 расчетных показателей в процентах в зависимости от страхового стажа: до 15 лет — 200 процентов, от 15 лет до 20 лет — 250 процентов.

Предлагаемый порядок расчета СЧП вводится для пенсий по возрасту (без учета льготных категорий), которые составляют около 68,8% общего числа пенсионеров.

Учитывая, что проектом заработок (доход) для исчисления СЧП устанавливается в фиксированном размере вносятся изменения в соответствующие статьи.

3) установление в полном размере страховых частей пенсии для инвалидов III группы, в целях дальнейшей поддержки особо уязвимых категорий граждан и совершенствования политики назначения пенсии по инвалидности

Так, для инвалидов III группы базовая и страховая части пенсии установлены в размере 50% от исчисленной пенсии.

4) в целях приведения в соответствие условий пенсионного обеспечения к современным тенденциям в сфере образования предлагается изменить предельный возраст получения лицами, утратившими кормильца, соответствующей пенсии.

Так предельный возраст, дающий право на пенсию по потере кормильца без истребования документов об обучении поднимается с 16 до 18 лет, что благоприятно отразится на получателях пенсии по потере кормильца и исключит необходимость истребования документов об учебе до 18 лет.

Дополнительно в этой статье исключается требование только очной формы обучения для права на пенсию по случаю потери кормильца и включается период обучения в иностранных образовательных учреждениях для продолжения получения пенсии по случаю потери кормильца до достижения возраста 23 лет.

5) сохранение надбавок, установленных ранее с учетом районного коэффициента при переезде пенсионера в населенный пункт, где не установлен районный коэффициент.

В связи с чем, статья 13 вышеуказанного закона дополняется нормой, предполагающей, что в случае переезда пенсионера на постоянное место жительства в населенный пункт, где не установлен районный коэффициент или установлен в большем или меньшем размере, надбавка к пенсии начисленная с учетом коэффициентов не пересчитывается.

6) в этой же статье сохранить надбавку матерям, награжденным орденами «Мать-героиня» или «Баатыр эне» в размере 1000% расчетного показателя, в случае перехода на пенсию по случаю потери кормильца за умершего супруга.

7) исчисление пенсии — в случае если кормилец являлся пенсионером из его пенсии на момент смерти, в случае если кормилец являлся получателем пенсии по инвалидности 1 группы, из размера его пенсии установленной пунктом 4 статьи 17 настоящего закона, то есть с учетом доведенной суммы до величины прожиточного минимума пенсионера.

8) поэтапное введение требуемого страхового стажа для получения права на пенсию с 5 лет в 2024 году до 20 лет к 2039 году без изменения возраста выхода на пенсию, тогда как в соответствии с действующим законодательством право на пенсию по возрасту на общих основаниях возникает независимо от продолжительности стажа, что объясняет низкие размеры пенсии.

Введение требуемого страхового стажа работы для назначения пенсии — это стимул к легализации занятости граждан и ограничению их иждивенческих установок, к повышению ответственности трудоспособных людей за свое будущее и формирование пенсионных прав.

В случае отсутствия или нехватки минимального страхового стажа, граждане будут иметь право восстановить не достающий период по общеустановленной действующей норме восстановления страхового стажа или претендовать только на социальное пособие по возрасту.

9) отмена досрочных пенсий с уменьшением размера пенсии и без уменьшения

В настоящее время гибкая система возраста позволяет оформить пенсию досрочно в полном размере при достижении возраста мужчины 60 лет при стаже 40 лет и женщины 55 лет при стаже 35 лет. Лица, имеющие стаж мужчины — 35 лет и женщины — 30 лет, имеют право на получение пенсии с уменьшением ее размера. Тогда как установленный возраст выхода на пенсию по возрасту для мужчин составляет 63 года и для женщин 58 лет.

При этом согласно законодательству учитываются также «советские» периоды, военная служба, «декретные» периоды, время обучения, за которые не уплачивались взносы в Пенсионный фонд, то есть эти периоды не подкреплены финансовыми вложениями в пенсионную систему. Поскольку досрочно вышедшие пенсионеры не в полной мере участвуют в пенсионной системе, размер их пенсий почти в 1,4 раза ниже, чем в среднем по республике.

Досрочные пенсии появились в советское время. За основу была взята индустриализация СССР. Высокая интенсивность промышленности, значительный рост числа занятых во вредных условиях, преждевременная утрата ими трудоспособности потребовали введения для этих лиц социального пенсионного обеспечения.

Определение права на досрочную пенсию основано на экспертной оценке вредных и тяжелых условий труда.

В связи с этим были введены Списки N1 и N2, так называемые перечни производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на получение государственной пенсии на льготных условиях и в льготном размере.

Впоследствии «льготная или досрочная пенсия» стала синонимом необоснованных преференций и льгот, но на основе этого метода изначально была заложена конструктивная идея компенсации риска потери профессиональной трудоспособности. Таким образом, досрочная пенсия не подтверждена никакими научными обоснованиями, кроме того, с момента введения этой нормы прошло 15 лет.

В связи с этим предлагается отменить назначение досрочной пенсии по возрасту в целях стимулирования застрахованных лиц к полноценному финансовому участию в формировании своей пенсии с тем, чтобы они могли рассчитывать на больший размер пенсии.

10) увеличивается с 3 до 5 лет срок, за который могут выплачиваться начисленные суммы пенсии за прошлое время, не востребованные пенсионером своевременно

11) учитывая, что прошло уже 25 лет с момента принятия закона «O государственном пенсионном социальном страховании» и положения статьи 35 «Переходный период» уже отрегулированы, данная статья подается на утрату, так как потеряла свою актуальность

12) B целях устранения имеющихся противоречий в правоприменительной практике предлагается изменить редакцию ряда положений закона «O государственном пенсионном социальном страховании».

В целом, как отметили в Соцфонде, предлагаемые реформы должны способствовать обеспечению достойного уровня пенсий, справедливости пенсионных выплат в зависимости от продолжительности финансового участия граждан в пенсионной системе, стабилизации уровня социальных трансфертов из республиканского бюджета.

Кроме того, в соответствии с нормами Конвенции Международной организации труда No 102 (1952 года) «O минимальных нормах социального обеспечения», которая устанавливает минимальный уровень пенсионного обеспечения в размере 40% от «типичной заработной платы» при наличии 30 лет страхового стажа (периода уплаты страховых взносов), для сбалансированности пенсионной системы необходимо соблюдение количества плательщиков и количества пенсионеров в соотношении не менее 1:3, тогда как реальное количество уплачивающих страховые взносы составляет 1:0,8.

Данное обстоятельство связано с наличием многочисленныхьльготных категорий тарифов страховых взносов. Плательщики бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов составляют 39,1% от общей численности плательщиков, при этом они обеспечивают более 96% от общей суммы поступивших страховых взносов.

Самая многочисленная категория плательщиков — члены фермерских хозяйств (29,2%), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,6%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета Пенсионного фонда.

Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, a нe страховой, что создает актуарную несбалансированность, необоснованные недовольства низкими размерами пенсий, требования по значительному повышению, перераспределительные моменты в пенсионной системе.

Как показала практика, сельхозпроизводители оказались не готовыми к реформам. Ставки тарифов страховых взносов, установленные от среднемесячной заработной платы, оказались существенным бременем для КФХ, хотя сумма взноса составляла на первоначальном этапе порядка 50 сомов, что вызвало недовольства и нарекания с их стороны, неоднократные обращения как в Социальный фонд КР, так и в правительство КР, в Жогорку Кенеш КР.

При поддержке отдельных депутатов Жогорку Кенеша, по информации Соцфонда, тарифы страховых взносов были возвращены в 2017 году к прежнему уровню. Вследствие чего, повышение тарифов для КФХ для решения проблемы перераспределения финансовых ресурсов в пенсионной системе, актуарной несбалансированности, сведет на нет все предыдущие усилия государства в области построения действующей пенсионной системы и как результат подорвет доверие населения к системе.

В этой связи, учитывая, что незначительные взносы глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, владеющих земельной долей до 1 га приводят к незначительным пенсиям и снижению уровня жизни, предлагается освободить их от уплаты страховых взносов с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов (в Пенсионный фонд Государственный накопительный пенсионный фонд).

B случае нежелания производить уплату страховых взносов добровольно, при отсутствии права на пенсию они будут иметь право на получение социального пособия из средств республиканского бюджета.

Дополнительных средств республиканского бюджета на выплаты пособий не потребуется, так как в настоящее время пенсия члена КФХ состоит на 99% из базовой части пенсии, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета.

Для КФХ, владеющих земельной долей равной или свыше 1 га предлагается обязательное страхование тарифом 6% от усеченной CM3, с распределением в:

Пенсионный Фонд — 3%, Государственный накопительный пенсионный фонд — 2%, Фонд обязательного медицинского страхования — 1%.

На новый тариф перейдут КФХ, владеющие земельной долей равной или свыше 1 га (свыше 1 га на каждого члена КФХ), численность которых составляет 7,2% от общей численности КФХ или свыше 31 тыс. чел.

По предварительным расчетам, дополнительные поступления составят 266,8 млн сомов, на добровольный формат перейдут порядка 400 тыс. человек, поступления страховых взносов от которых составляло 228,5 млн сомов.

В части необходимости решения проблемы уплаты страховых взносов лицами, привлекаемых по гражданско-правовым договорам в международных проектах следует отметить, что как уже выше сказано, с принятием новой редакции Налогового Кодекса отменены обязательный и добровольный патент и для указанных лиц возникли неясности и трудности по установлению ставки тарифов, так как ранее они вели деятельность путем приобретения добровольного патента, а в настоящее время или путем уплаты единого налога или общего налогового режима, что затрудняет отслеживание и контроль за правильностью применения соответствующих тарифов страховых взносов (8 статья закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию») и дает возможность произвольного принятия решения по установлению ставки тарифов.

В связи с поступившими многочисленными обращениями бизнес ассоциаций и граждан, а также с учетом поступивших предложений от членов в рамках межведомственной рабочей группы по реформе законодательства в сфере государственного социального страхования, образованной приказом Министерства экономики и финансов от 20 апреля 2021 года N6, по пересмотру условий уплаты страховыми взносами лиц, привлекаемых по гражданско-правовым договорам, предлагалось обязанность по уплате страховых взносов возложить на исполнителей работ и услуг, нанятых в международных проектах и признать утратившим силу статью 8 закона «O тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».

Для граждан, привлекаемых к выполнению (оказанию) определенных работ (услуг) (со дня опубликования решения о назначении выборов и до дня официального объявления результатов выборов), связанных с избирательной кампанией кандидата, политической партии на выплаты из избирательных фондов политических партий, фондов кандидатов в президенты и фондов кандидатов в депутаты айылного кенеша в целях государственного социального страхования на оплату труда (услуг) граждан за выполненные работы вносятся соответствующие дополнения.

В случае принятия законопроекта периоды работы в избирательной кампании при уплате страховых взносов будут засчитаны страховой стаж, накопления на личных страховых счетах, что отразится на размере их будущей пенсии.

Проектом закона также предлагается дополнить перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы некоторыми видами выплат, которые не рассматриваются как трудовой доход граждан, но наиболее часто вызывают вопрос у правоприменителей закона (доход в виде новогодних подарков, доход в виде выигрыше, суммы, полученные в виде призов от участия в международных конкурсах, фестивалях).

Также для юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности, действуют льготные тарифы по уплате страховых взносов в размере 12% от 40% СМЗ.

Ранее, при разработке законопроекта по льготным тарифным ставкам для указанной категории лиц с их стороны был обещан полноценный выход из теневой занятости, даны обещания о формализации трудовых отношений и отражения реального количества и заработных плат работников швейной и текстильной промышленности.

Однако, как подчеркивает Соцфонд, на практике не произошел реальный выход из теневой занятости, работодатели до сих пор скрывают реальное количество работников.

Данное обстоятельство чревато рисками потери страхового стажа со стороны работников, что приведет в будущем к тому, что работники в этой сфере будут иметь право на мизерные пенсии, или вообще в пожилом возрасте не будут иметь право на пенсии. Кроме того, льготные ставки действуют до 1 января 2027 года.

Необходимо пересмотреть тарифы страховых взносов для юридических лиц с численностью наемных работников 50 человек и более, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности. Также, в целях сохранения равных условий необходимо пересмотреть тарифы страховых взносов и для ИП, осуществляющих производственную деятельность в швейной и текстильной промышленности.

Предлагается установить стимулирующие ставки тарифов страховых взносов, также аналогично МСБ (14%), но без привязки к обороту, при этом необходимо будет показывать численность работников не менее 50 человек.

 

Источник: https://kg.akipress.org

Loading


Поделиться: