Бубусара Алдакулова: Общественные советы можно поддержать через госзаказ

Поделиться:

В Кыргызстане два года длился финансируемый Европейским союзом проект «Усиление вовлечения гражданского общества в общественные советы», в рамках которого работали несколько экспертов, проводивших тренинги как для членов общественных советов, так и госорганов. Один из экспертов Бубусара Алдакулова рассказала Kaktus.media о том, какие проблемы малые общественные советы могут решать на местах.

— Какие кейсы успешного сотрудничества малых общественных советов с госорганами или населением вам запомнились?

— Больше всего мне запомнились женщины, которые активно рассказывали, как они доносили до госорганов и органов местного самоуправления свои проблемы. Скажем, они выносили на повестку дня местного кенеша волнующие их тему, чтобы их рассмотрели более обширно, обсудили и в дальнейшем решили проблемы или же включили в планы развития аймака. Именно этим и должны заниматься общественные советы на местах.

— С какими проблемами обычно обращаются в общественные советы?

— Малые общественные советы как организация образуются тогда, когда возникает какая-то нужда или проблема на местах. В некоторых регионах это ранние браки, в других проблемы, связанные с религией. Женщины, в основном, по поводу семейного насилия либо насилия в отношении детей.

— Общественные советы – это такой мостик, связующее звено между гражданами и государственными органами. Какие проблемы и как общественные советы могут решить?

— Общественные советы, как госорганы, не могут решить крупные проблемы. Однако они могут озвучить вопросы перед местным кенешем и так далее. Решают их все-таки госоганы, органы местного самоуправления, которые могут не знать о насущных проблемах населения и что с гражданам происходит. Это, действительно, маленький мостик, голос людей, обращающийся к местной власти.

— Но общественные советы могут решить проблему ранних браков, радикализации молодежи, хотя к ним по этому поводу обращаются. Это же общестрановые проблемы.

— Решить проблему не могут, но зато смогут предупреждать и проводить разъяснительные мероприятия, доводить до людей какую-то информацию, раздавать материалы. Например, когда мы проводили тренинги в регионах о возможностях таких местных объединений, представители общественного совета даже не знали, что так можно. Они узнали, как лучше озвучить насущные проблемы, к кому обратиться и как предупредить о проблеме.

— Какие проблемы развития малых общественных советов вы бы выделили?

— Многие из них пассивны. В общественных советах работают те, кому важно решить проблему, или те, кто хочет внести какой-то вклад. Там нет заработной платы либо других каких-либо финансовых преференций. Люди просто хотят что-то сделать для своего села. В основном в составе советов – местные активисты. Они хотят решить проблемы жителей, но у них нет мотивации развивать сам совет.

— Как вы считаете, что нужно сделать для более активного развития общественных советов?

— Создавать насильно малые общественные советы на местах нельзя, это бесполезно. Существующие же советы можно поддержать через государственный или муниципальный заказ. Когда госорганы что-то не могут сделать самостоятельно, они имеют право делегировать полномочия советам и профинансировать решение проблемы. Либо члены общественного совета могут участвовать в реализации каких-либо программ.

— А что касается общественных советов при госоранах — они практически все находятся в Бишкеке, несмотря на большие возможности. Есть тоже серьезные проблемы с развитием этого института.

— Многие путают полномочия госоргана с полномочиями общественного совета при этом госоргане. Некоторые люди считают, что ОНС созданы для контроля. Соответственно, госслужащие недоумевают, почему должны перед ними отчитываться. В первую очередь нужно активнее работать совместно. Общественные советы ближе к людям, им виднее со стороны, как работает госорган, однако их заключения носят только рекомендательный характер. Поэтому необходимо еще раз посмотреть закон и четко определить, у кого какие полномочия и кто чем должен заниматься.

То же самое на местах. Там существуют местные кенеши. И малые общественные советы не должны заниматься дублированием и тем более подменять существующий институт власти. Нужно разграничить, кто чем должен заниматься и какие вещи вместе можно реализовывать.

— Двухлетний проект по поддержке общественных советов завершается. Он работал два года. Что в течение этого времени делали эксперты и какие результаты вы бы выделили?

— Этот проект первым поддержал малые общественные советы. Я думаю, что через какое-то время мы увидим результат. Советы должны работать и после завершения проекта. Мы увидели, что люди в регионах были рады получить плоды этого проекта: методические пособия или какие-то материалы, которые подготовили эксперты. Также они рады были участвовать в тренингах. Мы обучали тому, как составлять стратегический план, участвовать в его разработке, как правильно вносить туда предложения. Рассказывали о коммуникациях, как выстраивать их с общественными советами при госорганах. Также делились мнением о том, как мониторить государственные и муниципальные услуги, насколько хорошо они предоставляются на местах, что госорганы и органы местного самоуправления должны делать для людей на местах. Участники тренингов узнали, что у нас уже разработаны стандарты этих услуг. Они хотели посмотреть опыт других регионов. Когда мы были в Нарыне, то они хотели увидеть, как работают общественные советы в Оше, потому что там они очень активны, опыт работы у них богаче.

Источник: https://kaktus.media/374738

Loading


Поделиться: