Эксперт: Общественные советы на местах могут хорошо мониторить госуслуги

Поделиться:

В Кыргызстане два года длился финансируемый Европейским союзом проект «Усиление вовлечения гражданского общества в общественные советы», в рамках которого работали несколько экспертов, проводивших тренинги как для членов общественных советов, так и госорганов. С экспертом Назирой Касеевой Kaktus.mediaбеседовал о настоящем и будущем общественных советов на местах.

— Вы были тренером в рамках проекта и обучали членов малых общественных советов. Чему были посвящены ваши тренинги?

— В рамках проекта мы обучали активистов во всех регионах страны проведению общественного мониторинга государственных и муниципальных услуг. С 2011 года в стране идет реформа по улучшению системы предоставления государственных услуг. Разработаны стандарты государственных и муниципальных услуг – определенный набор требований, который предъявляется провайдеру услуг для того, чтобы он оказывал качественные услуги населению. Разрабатывалась методика проведения общественного мониторинга. Само название «общественный мониторинг» говорит о том, что это контроль за качеством выполнения этих стандартов, который должно осуществлять население. Мы обучали в регионах местных активистов, представителей местных общественных советов, как правильно это нужно делать.

— И как мониторить муниципальные и государственные услуги?

— Что мы подразумеваем под словом «услуга»? Допустим, та же консультация в поликлинике, доступ к дошкольному учреждению, начальному образованию, получение различных справок, регистрация прав недвижимости. Все то, за чем мы идем к государственным органам, — это называется государственная услуга. В стандартах, утвержденных правительством, дается информация о том, за какой промежуток времени должна быть предоставлена эта услуга, какую сумму за нее должен заплатить потребитель, какой перечень документов ему необходимо предоставить, как его должны обслужить, каковы должны быть условия в самом помещении, где предоставляется услуга. Вещи это простые: наличие сидячего места, доступ к исчерпывающей информации об этой услуге, какие-то образцы документов, заявлений. Это вежливость при обслуживании, доступ к санитарно-гигиеническим узлам.

Общественности и получателям услуг остается посмотреть, насколько в регионах, в государственных органах эти стандарты соблюдаются. Мы обучали этим параметрам. Есть несколько инструментов для мониторинга: контрольная закупка, когда мониторщик под видом получателя услуги идет в государственный орган и оценивает все эти моменты. Еще один инструмент – опрос на выходе, когда мониторщик на территории госоргана опрашивает на выходе людей, которые уже получили государственную услугу, интересуется, насколько человек удовлетворен качеством услуги, как его обслужили, сколько он заплатил и в какой срок получил услугу и так далее.

— После проведения обучения вы слышали об успешных историях, когда малые общественные советы, уже зная, как проводить мониторинг, помогали сообществу?

— Таких случаев очень много. Дело в том, что, когда проводится общественный мониторинг, его результаты должны обсуждаться на большой площадке, куда приглашаются представители государственных органов. То есть провайдер услуг. И задача мониторщика заключается в том, чтобы не только показать пробелы и возможные неудобства для потребителя, но и дать какие-то конкретные рекомендации по улучшению этой услуги. Где-то они сами могут подключиться помочь в части информирования, привлечения каких-то дополнительных проектов, чтобы улучшить ситуацию, в том числе и по информированию граждан.

Естественно, по окончании этих общественных обсуждений многие рекомендации были учтены государственными органами.

Общественный мониторинг проводили в 17 айыл окмоту. Услуги выбирали в зависимости от приоритета – наибольшей востребованности среди населения того сообщества. Как результат – где-то появились сидячие места для ожидающих очереди людей, где-то улучшены информационные стенды, люди получили доступ к туалетам, где-то персонал стал корректнее обслуживать население. В этом направлении есть сдвиги.

— Малые общественные советы созданы в Кыргызстане не так давно. С какими трудностями развития они сталкиваются сейчас?

— Их очень много. В основном это проблемы правового характера, когда люди нуждаются в какой-то правовой помощи, консультациях, информации. Ощущается неинформированность. Если конкретно говорить о качестве государственных и муниципальных услуг, то население не знает, что по каждой услуге есть стандарты. Сегодняшняя политика государства направлена на то, чтобы во главе угла стоял человек. Государственные органы должны осознать, что они оказывают услугу человеку.

— Насколько активны члены малых общественных советов? Способны ли они, на ваш взгляд, действительно решить какие-то проблемы общества?

— Да, они активны, сильны. Продвигают на национальный уровень очень много проблем, которые не решаются на местном уровне. Тем не менее им все еще нужна поддержка.

— В каких направлениях им развиваться?

— Прежде всего, это усиление взаимодействия с госорганами, потому что местные общественные советы – это скорее площадка, где встречаются представители госорганов, представители местной власти, население, обсуждают общие актуальные вопросы и находят пути решения. Общественные советы на местах должны послужить своего рода мостиком между общественными советами госорганов и населением в регионах, в сообществах. Потому что они лучше знают ситуацию. Это один из способов продвижения какого-то вопроса на национальный уровень. Но этим все ограничиваться не должно. Раз мы говорим, что местные общественные советы – это площадка, то работу нужно усиливать во всех направлениях.

— А что вы скажете о повышении квалификации членов общественных советов? В каких сферах им нужно повышение квалификации?

— В области знания законодательной базы в конкретной сфере. Зачастую в регионах бывает, что обращаются за помощью граждане, а члены общественного совета не знают, как решить их вопрос. Необходимо повышать потенциал членов ОС в части законодательства. Потому что незнание норм, регулирующих ту или иную сферу, возможно, и не позволяет решить проблему на местах. И она, к сожалению, затягивается.

Источник: https://kaktus.media/375082

 

Loading


Поделиться: